Российский рынок облачных услуг — один из самых активно развивающихся сегментов рынка ИТ. Эксперты прогнозируют его рост на 11,8% по итогам текущего года.
Если раньше компании довольно скептично и с некоторой опаской относились к облачным решениям, то сегодня бизнес осознал их эффективность — заказчики активно переносят свои рабочие нагрузки в облако. В первую очередь миграция в облако обусловлена экономической выгодой — заказчику не нужно инвестировать средства на покупку, обслуживание и поддержку ИТ-инфраструктуры в традиционном формате, вычислительные мощности и ПО гораздо дешевле (и проще) арендовать. Кроме того, помимо снижения трудозатрат и оптимизации издержек, облачные решения — это гибкость, масштабируемость и надежность. К примеру, надежность нашего облачного хранилища Техносерв Cloud составляет 99,999999%, что в 100 раз выше, чем в классической системе с RAID-6. Еще одно преимущество облака — возможность оперативно реагировать на спрос, быстро увеличивать и сокращать ресурсы, выводить на рынок новые услуги и сервисы.
В 2016 г., согласно результатам исследования аналитической компании IDC, совокупный объем отечественных облачных сервисов (включая публичные и частные облака), достиг отметки в $422,11 млн и на 20,1% превысил значения предыдущего аналогичного периода (эксперты прогнозировали рост на 8,9%).
В 2015 г. объем российского рынка облачных услуг был равен $370 млн, а темпы роста составили 66,9% по сравнению с предыдущим годом.
По словам Никиты Дергилёва, директора по развитию сервиса Техносерв Cloud, облака — это действительно та область рынка ИТ, которая растет очень быстро. По его мнению, интерес российских компаний к данному направлению будет только усиливаться.
«Согласно прогнозам IDC, в 2017 г. на 11,8% вырастет совокупный объем рынка облачных технологий, а через несколько лет, к 2021 г., объем этого сегмента ИТ-рынка должен достигнуть отметки в $696,18 млн. Безусловно, прогнозируемые темпы роста впечатляют. Также важно сказать, что одним из ключевых факторов, который окажет положительное влияние на развитие сферы облачных услуг и поспособствует его дальнейшей положительной динамике, станет реализация государственной программы "Цифровая экономика РФ"».
Если говорить про облачные бизнес-модели, то большим спросом пользуются решения SaaS (вероятно, за счет более низкой стоимости), занимая существенную долю на рынке, как и в предыдущие периоды, — 63,4%. На втором и третьем местах расположись IaaS и PaaS — 28,3% и 8,3% соответственно.
«В 2017 г. рост расходов в этом сегменте прогнозируется на 21% — до $58,6 млрд. SaaS-рынок сегодня находится в категории зрелого и стабильного, и, видимо, в ближайшие годы данный сегмент будет расти медленно. На сегодняшний день поставщики предлагают продукты, "заточенные" под конкретные задачи и ориентированные на достижение компаниями хороших бизнес-результатов. Стоит сказать, что в отличие от IaaS для enterprise-сегмента, данная модель наиболее популярна у малого бизнеса», — рассказывает Никита Дергилёв.
Между тем эксперты прогнозируют, что в ближайшее время IaaS-модель должна показать высокие темпы роста. Согласно недавнему исследованию компании Gartner, выручка в этом сегменте подскочит на 37% — до $34,7 млрд.
IaaS — довольно удобная и выгодная модель. Сегодня большое количество компаний отказываются от собственных дата-центров в пользу облачного провайдера. IaaS отвечает всем требованиям заказчика: она надежна, масштабируема, дает максимальную гибкость, не требует приобретения физических серверов. Также не стоит забывать и про активное увеличением объемов корпоративной информации. Кроме того, с помощью этой модели можно реализовать абсолютно любые проекты независимо от масштаба.
«Активный рост этого сегмента происходит сегодня за счет крупных компаний. Например, один заказчик по объему может перекрыть 100 средних и 10000 мелких, а большая компания смотрит, прежде всего, в сторону IaaS-модели, и при этом — в гибридное или частное облако, — отмечает Никита Дергилёв. — Также нужно сказать, что унаследованные системы, уникальные наработки, интеграция с существующим ИТ-ландшафтом просто-напросто не могут позволить крупному заказчику активно использовать SaaS».